Вы провели рекламную кампанию и хотите оценить эффективность. Это можно сделать благодаря ROAS – показателю рентабельности затрат на маркетинг. Научимся его рассчитывать, а также рассмотрим сильные и слабые стороны метрики.
Содержание:
Что такое ROAS
Аббревиатура ROAS расшифровывается как «return on advertising spend» или рентабельность расходов на рекламу. Это маркетинговый показатель, при помощи которого измеряют эффективность рекламной кампании. Язык идет как о контекстные объявлениях, так и, например, о SEO-продвижении — всем, что делают специалисты для привлечения пользователей и превращения их в покупателей. ROAS используют для понимания, какие методы продвижения работают лучше всего, и какие из них следует использовать для реализации маркетинговой стратегии.
В сущности, ROAS — это доход, полученный от суммы, потраченной на рекламу. В основном показатель выражают в процентах, а суммы считают в долларах США: именно эта валюта обычно используется для финансирования рекламных кампаний в интернете.
Результаты измерения можно записывать в формате: например, 1:4 или 1:5. Это упрощенная оценка эффективности. В этом примере она означает, что один вложенный доллар приносит 4 или 5 долларов дохода.
ROAS можно измерять в динамике: на третий, седьмой, тридцатый день кампании. Благодаря этому маркетологи узнают, насколько эффективно привлечение пользователей, какие методы и каналы принесли наиболее ценных клиентов.
А вы знаете, что успех бизнеса можно измерять с помощью всплывающих окон? В нашем блоге есть статья о метрике CSAT и способах настройки опросов.
Зачем нужно знать ROAS
Рентабельность расходов на рекламу – важная метрика для маркетолога и владельца бизнеса. Зная ROAS, вы можете:
- Оценить общую эффективность кампании. Понять, прибыльна ли она, и вовремя ее оптимизировать.
- Принимать обоснованные решения. Своевременно корректировать рекламные стратегии, выбирать перспективные каналы распространения.
- Рассчитать оптимальный рекламный бюджет. Узнать, сколько нужно потратить, чтобы достичь целей или желаемого показателя рентабельности инвестиций ROI.
- Планировать будущие кампании. Прогнозировать результаты продвижения, маркетинговые стратегии.
- Сравнивать показатели с конкурентами. Выявлять слабые и сильные стороны своей стратегии.
Как рассчитать ROAS
Формула расчета рентабельности затрат на рекламу проста:
где:
- доход от рекламы — средства, которые компания получает благодаря любым действиям по продвижению сайта, конкретного продукта или услуги;
- стоимость рекламы — средства, которые владелец сайта тратит на разработку сайта, продвижение в поисковых системах, контекстную или таргетированную рекламу и т.п.
Предположим, вы запустили рекламную кампанию, потратив на нее 1000 долларов США, и совершили 200 продаж на общую сумму 5000 долларов. Тогда расчет ROAS будет выглядеть так:
5000 долларов / 1000 долларов х 100 = 500 %
Это значит, что вы получили 5 долларов на каждый доллар, потраченный на рекламу. Профессионалы обычно говорят, что ROAS равняется 1:5.
Если процентное соотношение 1:1, ваша кампания окупилась, однако не принесла дохода. Соответственно, любой результат ниже 100%, означает, что полученные доходы меньше рекламных расходов, и ROAS является отрицательным. Тогда нужно срочно останавливать кампанию и проводить работу над ошибками.
Важно. Для расчета ROAS требуется именно доход — все сумма денежных средств, полученных от продаж. Этот показатель отличается от прибыли, рассчитываемой по формуле: Доход – Себестоимость.
Действительно ли ROAS эффективный показатель: за и против
Всегда ли информативны полученные данные? Рассмотрим подводные камни, о которых следует помнить при работе с метрикой.
Идеализированное взаимодействие
В реальном мире формула «пользователь увидел рекламу – перешел на сайт – совершил покупку» почти не работает. Обычно человек видит объявление, кликает на него, рассматривает товар, читает отзывы. Он может уйти с сайта, поискать аналоги в других местах, несколько дней подумать или подождать зарплаты, и в конце концов через несколько дней или недель заказать продукт.
Как посчитать ROAS в таком случае? В каком канале засчитывать продажу: там, где произошло первое взаимодействие или где была совершена покупка? Точного ответа на вопрос нет, и часе делает показатель размытым.
Упрощенный подход
Внутренние маркетинговые элементы на сайте – например, всплывающие окна с промокодами или письма об оставленных корзинах — тоже являются элементами привлечения покупателей. Однако их не всегда учитывают во время расчета ROAS. В то же время окно с предложением скидки может действовать эффективнее такого же предложения в контекстной рекламе.
Учитывается доход, а не прибыль
ROAS демонстрирует соотношение доходов и расходов на рекламу, однако не показывает чистую прибыль.
Предположим, кампания принесла 9 000 долларов., но себестоимость проданных товаров составила 5 000 долларов, расходы на обслуживание клиентов — 1 000 долларов, на доставку — тоже 1 000. Вместе с рекламным бюджетом общие расходы составляют 10 тыс. долларов. Это означает, что кампания нанесла 1000 долларов ущерба. Поэтому высокий ROAS – это не всегда показатель успеха.
Когда расчет ROAS действительно нужен
Знать рентабельность расходов на рекламу необходимо, если вы анализируете собственные кампании по продаже одинаковых товаров с равной маржей прибыли и с аналогичными рекламными предложениями.
Представим, что ваш интернет-магазин продает футболки по 25 долларов. Вы запускаете две рекламные кампании:
- Используете Google Ads для рекламы товаров в результатах поисковой выдачи.
- Рекламируете футболки через таргетированную рекламу в Facebook.
На каждую кампанию тратите по 1 тыс. долларов. С первой получаете 100 продаж на общую сумму 2,5 тыс. долларов. ROAS = 250 %. Со второй – 75 продаж на 1,875 тыс. долларов. ROAS = 187%
На первый взгляд, обе кампании успешны, ведь показатель ROAS выше 100%. Контекстная реклама оказалась более эффективной, поэтому в дальнейшем можно направить большую часть бюджета на нее.
Важно помнить, что метрика не учитывает затраты на производство и доставку. Предположим, себестоимость каждой футболки 15 долларов. Тогда:
Кампания в Google Ads:
Чистая прибыль = 2500 долларов – (15 долларов х 100 футболок) = 1000 долларов.
Чистый ROAS = (100/1000) х 100 % = 100 %
Компания в Facebook:
Чистая прибыль = 1875 долларов – (15 долларов х 75 футболок) = 750 долларов
Чистый ROAS = (1125/1000) х 100 % = 75 %
В результате расходы на Google Ads окупились, однако дохода бизнес не получил. Кампания в Facebook оказалась неэффективной и привела к убыткам.
Чем ROAS отличается от ROMI, ROI, eCPA, CTR
Маркетологи используют разные метрики для измерения показателей успеха бизнеса. Рассмотрим главные и проанализируем, чем они отличаются от ROAS.
Показатель | Расшифровка | Формула | Описание | Когда используется | Преимущества | Недостатки |
ROAS | Return on Advertising Spend: Окупаемость расходов на рекламу | ROAS = Доход от рекламы / Расходы на рекламу х 100 | Измеряет доход, полученный за каждый израсходованный доллар на рекламу. | Для оценки эффективности конкретных рекламных кампаний | Прост для понимания. Помогает сравнивать эффективность. | Не учитывает затраты на производство и доставку. Не показывает общую рентабельность инвестиций. |
ROMI | Return on Marketing Investment: Окупаемость маркетинговых инвестиций | ROMI = Прибыль от маркетинга / Расходы на маркетинг х 100 | Оценивает прибыль от маркетинговых затрат относительно инвестиций | Для оценки общей эффективности всех рекламных издержек. | Более широкий по сравнению с ROAS. Учитывает все маркетинговые издержки. | Сложный для расчета, если не все расходы отслеживаются. |
ROI | Return on Investment: Окупаемость инвестиций | ROI = Прибыль / Общие инвестиции х 100 | Измерение общей рентабельности инвестиций. | Для оценки общей рентабельности любых инвестиций в бизнес. | Наиболее всесторонний показатель. Показывает сколько денег вы зарабатываете на каждый инвестированный доллар. | Без отслеживания всех издержек точный расчет невозможен. Не учитывает специфику маркетинговых затрат. |
eCPA | Effective Cost per Acquisition: Эффективная стоимость привлечения | eCPA = Расходы на рекламу / Количество конверсий | Измерение средней стоимости привлечения одного клиента через рекламу. | Для оптимизации затрат на привлечение клиентов. | Помогает снизить стоимость привлечения. | Не показывает всеобщую рентабельность инвестиций. |
CTR | Click-Through Rate: Коэффициент кликов | CTR = Количество кликов / Количество показов х 100 % | Измеряет, какой процент увидевших рекламу людей нажали на нее. | Для оценки привлекательности и релевантности рекламы. | Простой в расчете, помогает оценить привлекательность объявления. | Не показывает, сколько людей среди тех, кто кликнул на рекламу, совершили покупку. |
Чтобы иметь всестороннее представление об эффективности рекламы и бизнеса в общем, используйте разные метрики.
Советуем почитать:
- «Digital-маркетинг тренды 2024: ШИ, соцкоммерция, ожидания потребителей и В2В-коммуникация»;
- «Кто такой амбассадор, где компании его искать и как им стать»;
- «Реферальная программа: как стимулировать клиентов продавать ваш продукт».
Что считается хорошим ROAS
Ответ кажется очевидным: хороший ROAS положительный, то есть больше 100%. Но, как мы видели на примере с футболками, слепо верить ему нельзя. К сожалению, нет ни одного стандарта, определяющего качество метрики.
Скажем, показатель ROAS 1:2 для сферы розничных продаж считается неудачным. Он показывает, что привлечение покупателей обошлось дорого. Если вычислять чистую прибыль, может оказаться, что рекламные расходы не окупились. Поэтому следует стремиться к соотношению 1:3 и выше.
А если это стриминговый сервис? Тогда ROAS 1:2 можно считать хорошим показателем, ведь привлеченные через рекламу клиенты совершают не одну покупку, а подписываются на контент и вносят оплату ежемесячно. Несмотря на высокие затраты на привлечение, маржа увеличивается благодаря повторному доходу.
Автоматизация воронки продаж поможет улучшить эти характеристики. С помощью специальных инструментов вы можете отправлять персонализированные сообщения потенциальным клиентам, повысить уровень конверсии, автоматизировать рутинные задачи: например, отправку email или отслеживание лидов.
Решать эти задачи помогают инструменты для автоматизации воронки продаж SendPulse. Создавайте и изменяйте сделки, настраивайте события и условия для передачи сообщений, визуализируйте этапы движения клиента воронкой и получайте статистические данные для подсчета эффективности.
Что такое целевая окупаемость инвестиций в рекламу
Целевой ROAS — это показатель желаемого уровня дохода, который бизнес стремится получить с каждого израсходованного на рекламу доллара. Он помогает определить, насколько эффективными оказались расходы на рекламу и каких результатов стоит ждать.
На практике это реализуется как стратегия управления ставками для достижения заранее определенного уровня рентабельности конкретных маркетинговых инструментов. Например, вы устанавливаете целевой ROAS на уровне 300%: то есть планируете получать 3 доллара за каждый вложенный в рекламу доллар. После настроек рекламной кампании в Google Ads система будет автоматически повышать ставки за ваши объявления для ключевых слов, которые с высокой вероятностью приведут к конверсиям по такой рентабельности: и наоборот, ставки за другие ключевые слова будут снижаться.
Это может понадобиться, если вы:
- продаете товары с высокой маржой и хотите сконцентрироваться на конверсиях с высокой стоимостью;
- оказываете дорогостоящие услуги и стремитесь привлечь клиентов, готовых оплачивать высокие тарифы;
- имеете ограниченный бюджет на рекламу, поэтому хотите эффективно использовать каждый доллар.
Однако достичь целевого ROAS сложно из-за конкуренции и риска снижения общего количества конверсий. Для успеха подробно проанализируйте рынок и собственные кампании, установите достижимые цели, постоянно отслеживайте результаты и вносите коррективы.
Особенности расчета для B2B
В сфере B2B свои особенности:
- Цикл продаж длиннее. Он длится месяцы или годы, поэтому доход от рекламы рассчитать сложнее. Следует учитывать долговременные расходы на маркетинг и ожидаемый доход в течении всего цикла.
- Стоимость сделок высокая. Поэтому даже один привлеченный клиент оказывает существенное влияние на ROAS.
- Значение имеют все точки контакта с клиентами. Это важно, ведь часто решение о заключении сделки принимается коллективно, а не конкретным человеком, кликнувшим на объявление.
- Лиды имеют значение. Надо учитывать не только фактические, но и потенциальные конверсии: соответственно, в формулу ROAS закладывают расходы на привлечение лидов.
Пример расчета для B2B
Предположим, ваша компания потратила на рекламу 10 000 долларов и заключила за год сделки на 50 000 долларов.
50000/10000 х 100 = 500 % или 5 долларов дохода на каждый израсходованный на рекламу 1 доллар.
Чтобы получить более полную информацию, дополнительно:
- учитывайте маржу и чистую прибыль;
- оценивайте коэффициент конверсии лидов у клиентов;
- не забывайте о продолжительности жизненного цикла клиента. У B2B этот показатель высокий.
Как улучшить ROAS
Есть несколько способов увеличить показатели ROAS.
Поймите, какой показатель хороший для вашего бизнеса
Учитывая отрасль, бизнес-модель, цикл продаж, конкурентную среду и цель маркетинговой кампании, рассчитайте оптимальный ROAS. Это поможет понять, какие каналы привлечения клиентов были успешными, а также создать основу для дальнейших кампаний.
Проверяйте и корректируйте
Нет конкретных способов достичь идеального ROAS. Вам нужно постоянно мониторить, какие каналы, кампании и конкретные идеи дают лучший результат и ценных клиентов. В то же время отслеживайте, что работает не так и своевременно исправляйте это.
Оптимизируйте стоимость рекламы
Совет очевиден, однако не каждая компания его придерживается. Речь не о дешевой рекламе, а о повышении качества. Чем качественнее реклама, тем выше ее рейтинг и, соответственно, ниже стоимость клика. Используйте минус-слова для исключения нецелевых пользователей. Например, если вы продаете летние шины для легковых авто, удалите все запросы, которые приведут потенциальных покупателей резины для грузовиков. Они вам не нужны, ведь будут снижать CTR или расходовать рекламный бюджет.
Ключевое слово | Демонстрации будут | Демонстраций не будет |
летние шины | купить летние шины в Киеве | летние шины на бус |
шины для Lanos | купить шины МАН | |
летние шины скидки |
Превращайте привлеченных клиентов в постоянных
Повторное привлечение клиента дешевле, чем поиск нового лида. Если часть вашей целевой аудитории обеспечила высокую окупаемость инвестиций в рекламу, сосредоточьтесь на мотивировании их к повторным заказам. К примеру, предлагайте персонализированные скидки с ограниченным сроком действия. Они подчеркивают ценность клиентов и создают чувство выгоды.
Больше о том как заслужить любовь и повторные покупки мы рассказывали в статье о лояльности клиентов.
Прогнозируйте действия клиентов
Ценные покупатели приносят доход в течение всего времени взаимодействия, что существенно улучшает показатель ROAS. С высокой вероятностью они совершат повторную покупку, могут посоветовать продукт или услугу знакомым, или стать лояльными амбассадорами бренда. Чтобы найти таких клиентов:
- анализируйте путь покупателя в течение всего цикла использования сайта;
- определяйте KPI, свидетельствующие о ценности действий.
Например, важными можно считать клиентов, которые зарегистрировались на сайте, просмотрели несколько страниц товаров, добавили товары в корзину или уже совершили покупку. Используя эту информацию, сосредоточьте маркетинговые усилия на привлечении и удержании ценных покупателей, персонализации рекламных кампаний или предложите этой категории пользователей программы лояльности.
Используйте специальные инструменты для успеха. SendPulse — это комплексная платформа, которая предлагает решения для маркетинга и продаж с помощью email, SMS-рассылок, push-сообщений, CRM и других инструментов. Используйте сервисы и снижайте затраты на маркетинг при помощи автоматизации рутинных задач, повышайте ROAS благодаря целевым и персонализированным кампаниям, улучшайте конверсию и увеличивайте продажи!